День ВМФ
Новый год
День студента
День святого Валентина
Масленица
23 февраля
8 марта
День смеха
Пасха
День медсестер

Аварии вспомогательных судов (часть 1)

КАСАНИЕ ГРУНТА ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИМ СУДНОМ “ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН» 26 МАЯ 1975 ГОДА

Основные данные ЭОС «Фаддей Беллинсгаузен» (проект 850):

  • Водоизмещение — 3021 т
  • Размерения — 89,7 х 13 х 4,6 м
  • Скорость — 16,5 узла
  • Экипаж — 68 человек

Экспедиционное океанографическое судно «Ф .Беллинсгаузен» выходило из бухты Мерса-Матрух (ОАР-Египет) в Средиземное море. Командир судна неоднократно проходил этим маршрутом и хорошо знал навигационные особенности бухты. Перед выходом он был проинструктирован командиром отряда советских кораблей о необходимости следовать на четвертом колене канала в тридцати метрах южнее створа. Несмотря на предупреждение, командир «Беллинсгаузена» не продумал план выхода и не сделал расчетов времени при движении по каналу на различных скоростях. В 8 часов 20 минут судно снялось с Якоря и при подходе к четвертому колену канала в 8 часов 39 минут легло на курс 270° со скоростью 3 узла. Видимость была не менее 70 кабельтовых, волнение моря — 1 балл, скорость ветра (148°) — 8 м/с. После поворота «Беллинсгаузен» оказался севернее створа и старпом со штурманом дважды докладывали командиру, что курс ведет к опасности. Но вместо решительного поворота влево и увеличения хода, командир попытался небольшими подворотами влево выйти на безопасный маршрут в тридцати метрах южнее створа. Двадцать три (!) минуты судно шло к опасности и командир, зная об этом, не сделал ничего решительного для предотвращения аварии. В 9 часов 02 минуты судно коснулось днищем северной бровки канала в точке с координатами Ш = 31°22’25 и Д=27°13’14.

СТОЛКНОВЕНИЕ «МБСС-148150» (ЧФ) С ПАССАЖИРСКИМ КАТЕРОМ «ЯНТАРНЫЙ» 3 ДЕКАБРЯ 1975 ГОДА

Пассажирский катер «Янтарный» (улучшенный тип «Радуга» с машиной в 300 л.с.) совершал перевозку пассажиров с Северной стороны г. Севастополя. Его капитан грубо нарушил режим плавания в Севастопольской бухте и с целью сокращения времени следовал не по рекомендованному курсу «№ 2с» (объявленному в ИМ № 300 — 1974г), а значительно правее. В салоне катера мирно дремали в предрассветной темноте пассажиры. Видимость огней отмечалась полная, волнение моря — 1 балл, скорость ветра сухогрузная баржа «МБСС-148150» (проект 431М) грузоподъемностью в 150 тонн. В 6 часов 55 минут баржа имела ход 5 узлов и при приближении к Графской пристани ее капитан уменьшил ход до 3 узлов. Огни встречного пассажирского катера капитан баржи обнаружил на дистанции 100 — 150 метров впереди слева и отработал задний ход. Капитан «Янтарного» обнаружил огни МБСС также на дистанции около 150 метров и тоже отработал полный задний ход и положил руль вправо, чтобы отбросить нос катера от форштевня приближающейся баржи. Принятые с обеих сторон меры оказались запоздалыми и в 7 часов 20 минут суда столкнулись левыми бортами. Несчастья избежать не удалось и рефулерная труба, торчавшая по левому борту баржи, врезалась в пассажирский салон в районе бокового выхода катера. При этом два пассажира погибли. Катер позже был отремонтирован и снят с пассажирских перевозок. Его передали в распоряжение судоремонтного завода ВМФ № 13 под наименованием «ПСК-1420» для внутризаводских перевозок.

Следует также отметить, что оба капитана не вели надлежащего наблюдения за обстановкой, поздно обнаружили встречные суда, проявили растерянность и не подавали друг другу необходимых сигналов для привлечения внимания и показания своих действий.

ДВА НАВИГАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯ С БУКСИРОМ «МБ-152» (ЧФ) В 1976 ГОДУ

Основные данные «МБ-152» соответствуют ТТХ проекта 733.

1 марта 1976 года. Морской буксир прошел линию бонов и следовал по Северной бухте Севастополя средним ходом. Из Южной бухты на выходной фарватер вышел военный транспорт «Иман» (класс «Пе-век») и лег на встречный курс. «МБ-152» был вынужден резко отвернуть влево, но капитан буксира поздно заметил пассажирский паром, следовавший от Северной стороны в Артиллерийскую бухту. Паром внезапно появился из-за высокой кормы стоящего на бочках противолодочного крейсера «Москва» и буксир врезался в середину левого борта пассажирского парома. Капитан буксира успел отработать аварийный «полный назад» и последствия столкновения оказались незначительными. Человеческих жертв не было, но паром пришлось поставить на ремонт.

26 апреля 1976 года. Морской буксир следовал по Северной бухте Севастополя, двигаясь по выходному фарватеру. На траверзе Инженерной стенки капитан буксира начал поворот вправо для швартовки к правому борту морского тральщика с бортовым номером «491». Маневр выполнялся «на глаз» и буксир по инерции переднего хода произвел навал на носовую часть тральщика, помяв ему форштевень.

НАВАЛ ПОЖАРНО-ДЕЗАКТИВАЦИОННОГО КАТЕРА «ПДК-37» НА ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР «ТКА-119» 11 МАРТА 1976 ГОДА

Основные данные «ПДК-37» соответствуют ТТХ проекта 535.

Основные данные «ТКА-119» (проект 2064-»Шторм», «Туря»-класс):

  • Водоизмещение — 260 т
  • Размерения — 38,6 х 7,6 (размах крыльев 9,6) х 1,8 (с крыльями 3,3) м
  • Вооружение: 1×2 — 57-мм универсальное орудие
  • 1 х 2 — 25-мм зенитный автомат
  • 4 х 1 — 533-мм ТА глубинные бомбы
  • Экипаж 21 человек.

Пожарный катер вышел из Стрелецкой бухты Севастополя и совершал переход в Карантинную бухту. При повороте влево на траверзе причала № 106 командир катера не рассчитал угол поворота и «ПДК-37» на среднем ходу произвел навал на правый борт торпедного катера. «ТКА-119» стоял в Карантинной бухте, отшвартовавшись левым бортом к причалу № 106. При навале на нем был поврежден нос, станина торпедного аппарата правого борта и крыльевое устройство, что потребовало заводского докового ремонта.

Голосовые поздравления с Днем ВМФ: